ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Картотека игр-экспериментов

развернуть

«Луковая грядка»

Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

  • Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
  • В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и  воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

 

«Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

  • С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
  • Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
  • В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

 

«Кораблики»

Необходимый инвентарь:  тазик, бумага.

Нелейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

 

«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь:  2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

 «Налил – вылил»

Необходимый инвентарь:  ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

 «Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

  • Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.

«Моет трубочиста»

Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, паралоновая губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НАТО, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторику,  речи.

«Дождик»

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые  игрушки, дайте  ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу  сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

                Г. Лагздынь

 

Игра способствует развитию речи.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал:  тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

  • В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
  1. Тонет сразу
  2. Тонет после намокания
  3. Не тонет.

«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь:  резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

  • Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

 «Умываемся»

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки?

Мыли!

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

        Г. Лагздынь

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.

 

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

  • Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.  Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
  • Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

 

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь:  тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

  • Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.
  • Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.
  • Этот  эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.

  • Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
  • Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

 

«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь:  стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В  игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Прыгающий шарик»

Необходимый инвентарь:  пластмассовый шарик для настольного тенниса.

Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

 

«Я и река»

Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной   водой.

  • На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
  • Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.
  • Затем с помощью салфетки – фильтра  очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните.  Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
  • Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.
  • Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
  • Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться  
свернуть

ИГРЫ ПО ОБЖ

развернуть

Игра «СЛУШАЙ СИГНАЛА

Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.

Оборудование: две дуги, две ска­мейки, два забора, лестница.

Игровые действия: по сигналу ведущего первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвра­щается, передаёт каску следующе­му игроку. Побеждает команда, бы­стрее выполнившая задание.

 

Игра «ПОЖАРНЫЙ ШЛАНГ».

Цель: стимулировать быстроту реакции, ловкость.

Оборудование: два пожарных рукава.

Игровые действия: дети делятся на две команды и по сигналу сна­чала разворачивают шланги, затем сворачивают в исходное состояние. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

  

«ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

Словесная игра

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образ­цу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местопо­ложение, кратко описывать про­блему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появле­ния слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

  

«СПАСИ ИГРУШКУ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; сти­мулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение со­относить схематичное изображение с предметом.

Игровые правила: из набора кар­тинок найти, запомнить и выбрать нужные.

Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нуж­ные из набора картинок.

Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — напри­мер, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый по­лучит карточку со схематическим изображением игрушки, по кото­рому нужно найти и спасти игре­ку, находящуюся в «задымлённой помещении.

 

«СПАСАТЕЛИ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение соотно­сить схематическое изображение с натуральным предметом; стимули­ровать развитие зрительного вос­приятия.

Игровые правила: найти пред­мет по его схематическому изобра­жению.

Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, оты­скать в игровой зоне соответствую­щую игрушку.

 

«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые пред­меты; стимулировать развитие зри­тельного восприятия, памяти.

Игровые действия: рассматри­вать изображения знакомых пред­метов через «зашумлённый» файл, узнавать и называть предметы.

Игровые правила: назвать узнан­ный на картинке предмет, объяс­нить, как узнал.

В. Представьте, что мы на пожар­ной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне.

Молодцы, ребята, и Карлсон мо­лодец! Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, кото­рый может стать причиной пожара, скажите «ой».

 

«ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Дидактическая игра

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать сло­ва, обозначающие пожароопасные предметы.

Набор слов для игры: утюг, жур­нал, телевизор, ручка, тостер, жвач­ка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт,  режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

 

 «ЛУЧ ФОНАРИКА»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.

Игровые действия: рассматри­вать детали изображения, узнавать и называть предмет.

Игровые правила: быстро узнать предмет по детали изображения.

   

«ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»

Игра-эстафета

Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (огонь).

Игровые действия: игроки де­лятся на две команды, выстраива­ются в колонны; используя «ходу­ли» дети поочерёдно собирают раз­ложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (на­ходится на противоположной от команд стороне зала).

   

«ПОТУШИ ОГОНЬ»

Игра-эстафета

Цель: развивать быстроту, лов­кость; воспитывать умение рабо­тать в команде.

Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сиг­налу.

Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4—5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок вы­ливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) — «тушат огонь».

  

«СПАСЕНИЕ ИГРУШКИ»

Игра-эстафета

Цель: совершенствовать в со­ревновательной форме навыки основных видов движений (ходь­ба по наклонной доске, лазание по гимнастической стенке); развивать скоростно-силовые способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «по­страдавшему».

Игровые правила: задание вы­полнять поочерёдно, не уронить игрушку.

Игровые действия: с помощью каната подняться по наклонной доске к верхним рейкам гимнасти­ческой стенки; взять игрушку, рас­положенную на верхней переклади­не; приставным шагом перейти на соседний пролёт гимнастической стенки; спуститься вниз по гимна­стической доске («скатиться с гор­ки»); перенести игрушку в безопас­ное место.

 

«СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ»

Игра-эстафета

Цель: развивать координаци­онные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сооб­разительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов.

Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по пря­мой, выбирать только необходимые предметы.

Игровые действия: игроки де­лятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажере до про­тивоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке пред­меты, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, по­ложить предмет в рюкзак.

 

«ТЕРРИТОРИЯ РИСКА»

(тренажёрный зал)

Комбинированная эстафета

Цель: развивать силу, ловкость, координацию движений.

Игровые правила: преодолевать препятствия поочерёдно.

Игровые действия: взобраться по лестнице спортивного комплек­са; ухватившись руками за пере­кладину спортивного комплекса, не касаясь ногами пола, переместить­ся на противоположный край; спу­ститься вниз по шесту на скамейку; пройти по ней, перешагивая через предметы; преодолеть тоннель и сухой бассейн. Раздаётся звонок по телефону (сигнал тревоги).

В. Помощник воспитателя в младшей группе обнаружил много опасных для малышей предметов. Нужна помощь! Дети приходят в группу.

В. Наша задача?

Дети. Найти и обезвредить.

В. Для того чтобы найти пред­меты, каждый получает карточку-схему, на которой показано, где ис­кать предмет (на, под, за, в). Най­денные предметы по видам опас­ности раскладываются в коробки (колющие, режущие, огнеопасные и т.д.).

 

 «НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение ориен­тироваться в пространстве; упраж­нять детей в соотнесении изобра­жения места нахождения предмета с символом; развивать умение клас­сифицировать предметы по разным видам опасности.

Игровые действия: поиск пред­метов в разных местах, раскладыва­ние в соответствующие коробки.

Игровые правила: найти игруш­ку в соответствии с символом.

В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад? Что нам теперь делать с этими предметами? (Заберём с со­бой, чтобы отдать    )

   

«НЕЗНАКОМЕЦ»

Игра-тренинг

Цель: упражнять в умении пра­вильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формиро­вать модель поведения в подобных ситуациях.

Игровые действия: дети учат Карлсона, как себя вести в ситуа­ции с незнакомкой.

Незнакомка. Здравствуйте, ре­бята. Какие вы замечательные! Уго­щайтесь конфетами.

Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то возьмёт конфеты (манда­рины), воспитатель спрашивает у детей, правильно ли они поступили.

Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть ко­тик и интересные игрушки... Пой­дёмте со мной!

Карлсон собирается идти с Не­знакомкой.

В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнаком­ке.) А вы кто? К кому вы пришли?

Незнакомка (не отвечает, хва­тает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хоро­ший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!

Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.

В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь.) Жен­щина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, за­бирает руку Карлсона.) У нас есть заведующая, пройдите к ней.

Дети провожают Незнакомку и отдают   коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона.

Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерял­ся! Малыш, скажи, где ты?

Малыш (по громкой связи теле­фона). Я потерялся. Заигрался с друзьями...

Карлсон. Где же тебя найти?

Малыш. Тебе помогут мои фото­графии. Я передам их по Интернету.

В. К нам не приходила электронная почта?

В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.

В. Ребята, мы получили фото­графии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песоч­ница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглаша­ют в службу «Юный спасатель».

 

«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение класси­фицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображён­ные на картинках.

Игровые действия: кратко объ­яснять сюжет картинки, его послед­ствия.

Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную кар­тинку в соответствии с её изобра­жением.

«ОПАСНО – НЕОПАСНО»

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не­опасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуа­ции; закреплять знание правил безопасного поведения; воспиты­вать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от ва­риантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (нагляд­ной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять оп­ределенную карточку, в зависимости от опасности, правильно раз­ложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходи­мости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользо­ваться подсказками.

 «ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; разви­вать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуа­ции (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или пред­ложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возни­кает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сде­лаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать

ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные допол­нения поощряют фишкой, звездочкой. 

 

 «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по ока­занию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принад­лежностей (термометр, бинт, зеленка).

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек по­резал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

  

 НАШИ ПОМОЩНИКИ — РАСТЕНИЯ

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарствен­ных растений.

Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображе­нием лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал пра­вильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

  

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изоб­ражены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед на столько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребенок, прежде чем сделать сле­дующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, каш­ле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребе­нок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем по­лезны для человека движения, режим дня, витамины, водные про­цедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при пра­вильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья.

 

 Мой выбор

Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тек­сты к ним. Воспитатель зачитывает текст, а дети доказывают пра­вильность или недопустимость данного поступка, объясняют, ка­кие правила нарушены. Если ребенок правильно объясняет посту­пок — получает красную фишку, если нет — синюю.

 

НАША УЛИЦА, ИЛИ СВЕТОФОР

Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар,  деревья, дома; вспомнить ПДД.

Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.

  

«АВТОБУС»

Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

Оборудование: маленькие стулья; руль.

С помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуа­ций: женщина с ребенком, бабушка, слепой.

Переход

Закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жел­тый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смот­рят налево, потом направо.

 

«СВЕТОФОР»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора.

Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторы­ми предупреждающими знаками.

Варианты игры

«Разное среди общего»     Детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.

«Играем сами»    Детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуация­ми. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картин­кам, затем обосновать свой выбор.

«Улица города» Детям предлагается выступить в роли инспекторов ГАИ в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

 

«ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с правилами поведения на утице, па дороге; за­креплять знания о дорожных знаках.

Детям предлагается макет улицы с различными видами знаков и светофором, игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле, прогулка по городу, велосипедная прогулка).

  

«ПЕРЕКРЁСТОК»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с прави­лами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреп­лять знание дорожных знаков.

Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и све­тофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регули­руемом и нерегулируемом перекрестке.

 

«ЦАРСТВО ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Дидактическая игра

Цель: давать детям знания о различных видах дорожных знаков: запре­щающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Детей знакомят с дорожными знаками (иллюстрации, плакаты и т. п.)

 

«НAЙДИ СВОЙ ЗНАК»

Дидактическая игра

Цель: закреплять полученные знания детей о различных видах дорож­ных знаков.

Дети получают знаки (предупреждающие, информационные, ука­зательные, запрещающие) и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В каждом воспитатель ставит на   подставке геометрически фигуры  (круг, квадрат, треугольник)     По сигналу воспитателя «Знаки разбежались»  Дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.     

 Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.   

 «ТРАМВАЙ»

Дидактическая игра

Цель: закреплять знания  о сигналах светофора,     правилах поведения в общественном транспорте,.

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны? Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка—жёлтый, красный, зелёный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав до воспитателя, дети смотрят не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок, движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится  зеленый.

Если желающих много, можно сделать остановку на которой сидят дети и ждут прибытия  трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и  останавливается, одни пассажиры выходят, другие входят. Воспитатель поднимает зелёный флажок: «Поехали!»

Если детям более знаком   автобус или троллейбус, можно заменить трамвай этими видами   транспорта.

 

«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

Дидактическая игра

Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.

Границы  площадки очерчиваются  или отмечаются флажками. На одном конце площадки  размещаются на стульях или скамейках «воробушки». На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж)  «Воробушки»  вылетают из гнезда — говорит воспитатель: дети спрыгивают    со скамеек, и начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах. Раздаётся гудок, и появляются «автомобили»   (назначенные дети). «Воробушки» пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое мес­то). «Автомобили» возвращаются в гараж. Игра повторяется с дру­гими «автомобилями».

Детям, изображающих автомобили, можно предложить руль. Воспи­татель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки, а «автомоби­ли» соблюдали Правила дорожного движения (разметку дороги, знаки).

В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами об пол или о землю.

 

«ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Дидактическая игра

Цель: закреплять знания детей о Правилах дорожного движения через «вождение автомобилей» по специально подготовленной площадке; разви­вать внимание и выдержку.

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — «автомобили». Каждому из играющих дается флажок како­го-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (соблюдая Правила дорожного движения, разметку, знаки), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавлива­ются и направляются каждый в свой «гараж». Затем воспитатель под­нимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вмес­те, и тогда все «автомобили» выезжают из своих «гаражей».

Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (напри­мер, «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращают­ся домой»).

 

 «Птицы    и    автомобиль»

Цель:   знакомить с Правилами  дорожного движения.

Дети-птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).

Воспи­татель  говорит:

Прилетели  птички,

Птички  невелички,   

Все летали,   все летали,                                               (Дети бегают, плавно взмахивая руками).

Крыльями махали.

Так они летали,

Крыльями махали,

На дорожку прилетали,    Присаживаются,  постукивают пальцами  по коленям.

Зернышки  клевали.

Воспитатель  берет в  руки  игрушечный автомобиль  и говорит:

Автомобиль  по  улице бежит, Пыхтит,  спешит,  в  рожок  трубит. Тра-та-та, берегись, берегись, Тра-та-та, берегись,  посторонись!

Дети-птички бегут от автомобиля.

 «Поезд»

Цель: закреплять знания детей о Правилах дорожного движения через  поездку в «поезде» по специально подготовленной площадке; разви­вать внимание и выдержку.

Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я буду паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впере­ди стоящего. «Поехали», — говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговоривая: «Чу-чу».   «Поезд» едет в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок и поезд опять отправляется в путь

Вариант1  

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнату.  Первый стоящий  в  колонне — паровоз,  остальные — вагоны.воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцеп­ления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Воспитатель    регулирует    темп    и    продолжительность    движения   детей,  ставит  впереди  более активного ребенка.

Вариант 2

Когда дети хорошо освоят игру, то есть движение друг за другом, можно ввести усложнение — после остановки поезда дети идут гулять: собирает грибы, ягоды, цветы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в услов­ленное место (к стене)  и строятся  в  колонну.

   Рекомендуется использовать в игре пособия, например когда поезд пойдет по мосту (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки, или между двумя рейками, начерчен­ными Линиями,  проложенными  шнурами  и т. д.).

«ЛОШАДКИ»

Дети становятся парами: один — лошадка, другой — возчик. Для игры даются вожжи или дети держатся за поясок.

Поехали, поехали,

                          С орехами, с орехами

К дедке по репку.

                            По пареньку,

                           По сладеньку,

По горбатеньку.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «гоп, гоп...» или прищелкивают языком до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Тпру...» При повторении игры дети меняются ролями. После того как все освоятся с игрой, воспитатель пред­лагает во время бега поднимать колени.

Начинать игру следует с одной парой, постепенно увеличивая число участников до 3—4 пар.

 

«ГОРЕЛКИ»

Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2—3 ша­гов проводится линия. Один из играющих — ловящий становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори,  гори,  ясно, Чтобы не погасло, Глянь  на  небо — Птички летят, Колокольчики звенят! Раз,  два,  три — беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колон­ны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2—3 раза.

Число участвующих не должно превышать 15—17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

Стоп

Ма расстоянии 10—16 шагов от границы площадки проводится линия исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2—3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко го­вори,. «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнёс слово «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того,   кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова, поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...» и т.д  Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп!». Те,   которые   возвратились   на   исходную   линию,   начинают  движение  оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп»   тот,  кому удалось это сделать, становится водящим.

Игра возобновляется с  новым  водящим.

 

Литература:

Старжинская, Н. С. Играем со словами и звуками: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Н.С. Старжинская.Минск: Жасскон, 2012.40с.: 32с. ил.(Серия «Мир детства»).

свернуть

ИГРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ

развернуть

ИГРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ

 

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

 

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чув­ство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивает­ся и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, кото­рые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

 

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

 Задачи: расширять представления детей о правилах безопасногоповедения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув­ство сотрудничества.

Материал:

* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши­ба руки и пожара;

* картинки с изображением различных бытовых предметов.

 

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспита­тель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обраще­ние с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картин­ку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

 

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасногоповедения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: соблюдать очередность.

Материал:

* игровое поле с изображением улитки, внутри домика кото­рой нарисованы различные предметы домашнего обихода;

* фишки;

* кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каж­дый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

 

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова­ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из то­чек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

 

 

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи: закреплять представления о правилах безопасного по­ведения, формировать знания о том, что для безопасности все пред­меты надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-пред­меты.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты.

* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

* То же в игровом уголке.

 

«ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопас­ных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правилабезопасности.

Материал:

* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила:под красную карточку (кружок) положить картинки сизображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую—неопасных (разрешенных).

Варианты:

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок:

 ребенок сидит, читает, смот­рит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

 

Вариант:  «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей).

В отличие от картинок,использование фотогра­фий дает возможность показать ребенку реальную опасную быто­вую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закре­пить знания об источниках опасности, способах безопасного пове­дения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к форми­рованию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («прогова­ривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (прави­лах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некото­рых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заг­лядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в ре­зультате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).

 

 

«СТО  БЕД»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, кото­рые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведе­ния в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувствен­ное отношение к пострадавшему.

Материал:

 картинки с изображением детей в опасной ситуа­ции дома.

Ход игры:

Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой;развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко­робки; пуговицы.

Задания:

* собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;

* собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать вни­мание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);

* картинки, на которых изображены дети в конкретных опас­ных ситуациях;

* набор карточек с изображением тех действий, которые не­обходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изоб­ражением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, пос­ледовательно раскладывает их.

свернуть

Дидактические игры по ИЗО

развернуть

Дидактические игры по ИЗО

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  1. «Нарисуй теплую картинку» 

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.  Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. 

Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. 

Творческие задания: 

  1. A) нарисуй «теплый» натюрморт; 

Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); 

  1. B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
  2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» 

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. 

Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. 

Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

  1. 3. «Составь ежа из палочек» 

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.

Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

4.«Портреты»  Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблон.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.  Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

  1. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. 

Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей. 

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. 

Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

  1. Панно «Осень праздничная» 

Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности. 

Игровые задания: 

  1. Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
  2. На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
  3. «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
  4. После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

  1. «Тепло-холодно»

Цель: закреплять представление о цветовом круге. 

Игровые задания: 

  1. Построение с ленточками:

А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;

Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; 

В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

  1. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку). 

Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК 

  1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша. 

Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями

Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами). 

Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами

Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем

Упражнение проделывается левой и правой рукой.

  1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» 

Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая с большого пальца

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук

Шел неспешно, по привычке, («Шагают»средним и указательным пальцами обеих рук по столу)А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачкамипо столу)«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши) - Ох! (Один хлопок

И ушел. (Ритмичные хлопки по столу) Газон засох.

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.(Грозят пальчиком.)(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. (Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.(Снова «плывут».)

  1. Пальчиковая гимнастика «Подарки»

Дед Мороз принес подарки:     (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки, (На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, 

Шоколадок полмешкаИ пушистого щенка! Гав! Гав!) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)

  1. Пальчиковая игра «Я художник».

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил, 

А рядом с ним корову. (Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят:«My-у!..»)

Направо дом,

Налево сад... 

В лесу двенадцать кочек.(Пальцы складываются домиком.) (Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях»,шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).

На ветках яблочки висят,

И дождичек их мочит. (Указательным пальцемправой руки рисуют кисточкина левой ладони) (Встряхивание кистей  имитация капель дождя.

Потом поставил стул на стол,(Левая рука сжимаетсяв кулак и кладется наприподнятую вверх ладоньправой.)

Тянусь как можно выше.(Левый кулак медленноразжимается, пальцыс напряжением тянутся вверх.) 

Уф! Свой рисунок приколол – (Правая рука разглаживает воображаемый рисунок -поднятую в вертикальном положении левую ладонь.

Совсем неплохо вышел!       (…улыбка удовлетворения на лице).

 

  1. Массаж пальцев «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно соединять пальцы подушечками)

Вышли пальцы погулять.(Хлопки в ладоши).

Этот пальчик самый сильный 

Самый толстый и большой 

Этот пальчик для того, 

Чтоб показывать его 

Этот пальчик самый длинный 

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, 

Избалованный он самый. 

А мизинчик, хоть и мал, 

Очень ловок и удал.

(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальцы погулять.

Погуляли, погуляли 

И домой пришли опять(Интенсивно растереть кисти. Энергично встряхивать кистями рук.)

свернуть